Банки пригрозили россиянам блокировкой карт
Ряд банков потребовал от граждан документально обосновать переводы на суммы в пределах 1000 рублей. В противном случае клиентов может ждать блокировка.
Клиенты нескольких российских банков, среди которых Бинбанк, Тинькофф-банк и Сбербанк заявили, что данные организации потребовали от них обосновать переводы на суммы в пределах одной тысячи рублей. В случае, если клиент отказывается документально подтвердить целесообразность перевода, ему угрожают блокировкой счета. Требование обосновать и объяснить транзакции, как подчеркивают в самих финансовых организациях, выдвинуто в рамках борьбы с нелегальными схемами и мошенничеством. Так, например, банки намерены бороться с нечестными предпринимателями, которые активно используют схемы по уходу от своих налоговых обязательств.
3 дня на подтверждение
По сообщению газеты «Известия», первые звонки от операторов финансовых организаций россияне начали получать в текущем месяце. Сотрудники служб финансового мониторинга требовали от клиентов предоставить целый пакет документов: сведения о происхождении денежных средств, письменное объяснение целей их перевода и другие данные.
На сбор данных, как правило, отводится три рабочих дня. В случае непредоставления потребованных сведений сотрудники банка напрямую заявляли о том, что о дальнейшем сотрудничестве с их организацией клиент может «забыть».
В некоторых случаях специалисты банковского call-центра действуют еще более изощренно. Так, один из пострадавших рассказал агентству о том, что его карта была заблокирована – об этом его уведомил сотрудник финансовой организации. Он якобы был заподозрен в мошенничестве – для разблокировки от клиента потребовали предоставить фотографии пластиковых карт, с которых был сделан перевод.
Только после этого фронд-мониторинг организации принял решение о разблокировке «пластика».
Примечательно, что представители Бинбанка и Сбербанка никак не прокомментировали данную ситуацию, однако в пресс-службе Тинькофф-банка получить некоторую информацию все же удалось. Так, представитель организации, комментируя новые способы проверки, заявил, что банк, оказывающий услуги по переводу денежных средств между физическими лицами, в первую очередь заинтересован в их безопасности. При этом в некоторых ситуациях у организации действительно могут возникнуть некоторые подозрения, которые впоследствии и становятся основанием для проведения дополнительной проверки. В случае ее прохождения банк выполняет свои обязательства по переводу.
Реакция Центробанка
Одновременно с поступлением первых свидетельств проведения «проверок» со стороны банков, в главный финансовый регулятор страны, Центробанк РФ поспешил прокомментировать данную ситуацию. В частности, в приемной ЦБ рассказали, что финансовые организации не имеют права запрашивать такого рода сведения.
Единственное, на что правомочен банк в случае выявления нетипичного для клиента платежного поведения, это связаться с ним и удостовериться в том, что он действительно намерен осуществить перевод. В случае его подтверждения банк не имеет права отказать человеку в переводе. Важно отметить, что запрашивать сведения о происхождении средств или письменные обоснования необходимости перевода организации также не в праве.
Представители ЦБ особо отметили, что в случае подобных нарушений со стороны банков, можно обратиться в интернет-приемную главного финансового регулятора и подробно описать возникшую проблему. Более того, ряд правоведов считает, что при наличии доказательств требований со стороны банка предоставить подобного рода сведения, можно обращаться не только в Центробанк, но и в суд.
13:32 Сегодня